Самодельная лебедка является хорошим и экономичным решением. Ручная лебедка своими руками устанавливается достаточно просто, что позволяет сэкономить средства на ее приобретении. Любой джипер или владелец внедорожника, которому часто приходится ездить по бездорожью, всегда установит себе лебедку. Несмотря на то, что на авторынках в настоящее время имеется большой выбор лебедок, самодельные лебедки активно создаются разными автовладельцами для собственных нужд. Это связано с тем, что цена на фабричные устройства отнюдь не демократичная (несмотря на большую конкуренцию между фирмами-изготовителями).
Лебедками называют механизмы, которые передают тяговые усилия каната (цепи или троса) от приводного барабана.
Приводы лебедок обычно делают либо ручными, либо подключают к ДВС (двигателю внутреннего сгорания), однако для автомобилей могут использоваться и другие варианты. Автолебедки используются для перемещения грузов (автомобиля) по горизонтальной плоскости.
Принципы работы самодельных устройств ничем не отличаются от принципов работы фирменных. Такие тяговые устройства различают по типам привода на:
Следующим критерием деления таких устройств на виды является тип используемого тягового материала. По этому критерию их делят на канатные и цепные. К цепным относятся лебедки, использующие только цепи. Канатными называют устройства, на которых могут применяться металлические тросы, пеньковые канаты (хотя это анахронизм!) и другие подобные материалы. Большую популярность завоевали устройства, на которых используются металлические тросики. Такие тросики очень прочны, могут выдерживать большие нагрузки, редко рвутся (но это не означает, что они никогда не рвутся) и имеют малый диаметр. Малый диаметр позволяет намотать на барабан больше троса, чем цепи. Повышенная прочность тросика обеспечивается ее конструкцией: множество маленьких проволочек, сплетенных вместе, равномерно распределяют нагрузку между собой, а их плетение позволяет снизить величину прикладываемой нагрузки. В то же время в цепи не происходит равномерного распределения нагрузки, что часто приводит к ее разрыву.
Независимо от выбранного типа лебедки, основные элементы для ее создания для всех типов одинаковы. Ими являются барабан, основа (то, на что монтируют барабан и прикрепляют конструкцию к автомобилю), редуктор. Если планируется изготовление лебедки с электроприводом или ДВС, то следует обзавестись соответствующим двигателем. Для гидропривода устройства следует приобрести маслонасос с электродвигателем и емкость для масла.
Изготовить такую лебедку самостоятельно непросто, поэтому настоятельно рекомендуется обратиться к специалисту-гидравлику. Для ручных лебедок требуется наличие передаточного устройства и прочного длинного рычага.
Барабаны обычно изготавливаются из труб, к которым привариваются ограничители (щечки) по торцам, которые имеют больший диаметр, чем труба. Если планируется использовать электроприводное устройство, рекомендуется приобрести двигатель или стартер, который имеет в своем составе редуктор.
Перед началом монтажа любого тяглового механизма необходимо начертить подробный чертеж конструкции, в котором должны быть учтены все необходимые детали, крепеж и специфические конструктивные особенности. Важно уделить внимание состыковке барабана, редуктора и двигателя. Немаловажным является и обеспечение питанием устройства: не следует прокладывать провода от аккумулятора напрямую или как вздумается, они должны быть защищены от механических повреждений и воды. Чтобы сделать работу устройства безопасной, настоятельно рекомендуется установить систему дистанционного управления с выносным пультом, который должен обеспечивать стабильную работу на дистанциях не менее 5 метров.
Когда все материалы заготовлены, можно начать изготовление тяглового устройства.
Перед началом работ необходимо изготовить «полочку» на которой устанавливаются привод и барабан. Ее можно изготовить из листа металла, вырезав необходимую площадь.
Следующим этапом идет процесс просверливания крепежных отверстий для монтажа барабана. Сразу же после этого барабан монтируется на площадку. Очень важно не делать заранее крепежных отверстий на площадке под элементы привода, они могут не совпадать с отверстиями двигателя и редуктора.
Далее следует соединить вал редуктора и барабан. В зависимости от типа редуктора подбирается соединительный элемент. Соединять следует так, чтобы первичный вал был направлен строго вверх. После их соединения по месту делаются отверстия для крепления редуктора.
После установки редуктора следует соединить вал двигателя с валом редуктора. Для этого могут понадобиться соединительные муфты. Отверстия для крепления двигателя также просверливаются по месту, а его монтаж осуществляется после соединения его вала с валом редуктора.
Когда двигатель установлен, приступают к монтажу устройства для дистанционного управления. Для этих целей можно использовать платы от детских игрушек, при этом следует учесть силу протекающего тока: плата должна ее выдержать. Система управления лебедкой должна обеспечивать обычное включение устройства, реверс и отключение.
После монтажа системы управления всю готовую конструкцию закрепляют на автомобиле. Для прочного крепления рекомендуется усилить по возможности корпус в месте установки.
Устройства с приводом ДВС изготавливают аналогичным способом, отличие заключается только в монтаже двигателя – вместо электрического устанавливают ДВС с топливным бачком.
Самодельная лебедка с ручным приводом является хорошим решением – она не занимает много места, не расходует топливо и энергию аккумулятора.
Для ее изготовления применяют небольшой барабан, который имеет в качестве щечек «звездочки». Корпус лебедки может быть изготовлен из любого материала, который обеспечивает надежность при высоких механических нагрузках. Важной деталью является собачка, которая стопорит барабан. Она должна иметь толщину не менее 3 мм и стопорить барабан с обеих сторон.
При работе рычагом вращается барабан, при этом собачка переключается на следующие пазы «звездочки», что не дает размотаться тросу обратно.
Практически у каждого хозяина в домашнем наборе инструментов и приспособлений имеется самодельный наждак, изготовленный с применением электродвигателей от различных домашних устройств.
Пилорама из бензопилы представляет собой устройство для распила древесины цепью, которая установлена на шине. Процесс пиления осуществляется за счет работы мотора.
Сделать ящик для инструментов своими руками домашнему мастеру вполне по силам. Когда в доме скапливается много инструментов, возникает потребность в их аккуратном хранении.